Статьи

Сергей Щербаков

Я получаю от своих учеников больше, чем даю

— Сергей, нам известно, что вы не только снимаете сами, но и долгое время обучали искусству видеосъёмки желающих. Однако попасть на ваш курс мог не всякий. На своём сайте вы обозначили, что готовы обучать людей с высшим образованием, уже состоявшихся в сфере, не связанной с кино.
— Это не обязательное условие, а лишь моё пожелание. Оно связано с тем, что мне хочется общаться с интересными людьми. Признаюсь, я получаю от своих учеников больше, чем даю им. С другой стороны, чем шире кругозор у человека, тем больше он получит от моего курса.
Ведь что такое видеосъёмка? На самом деле это очень простая штука, которую можно сравнить, скажем, с сочинительством стихов. Вот есть Пушкин и есть его современник поэт Хвостов, которого называли «королём графоманов». То есть чернила и бумага одинаковые у всех, а пишут все по-разному. Та же история и с видеосъёмкой – по сути, это те же чернила и бумага. И технология передачи информации очень проста, она дошла до такой простоты, что у каждого из нас лежит в кармане в виде мобильного телефона. И съёмки с мобильного ничуть не хуже съёмок камерой в плане привлечения зрителей. Миллион просмотров в сети могут собрать съёмки как с обычного смартфона, так и с крутой камеры. Всё зависит от того, насколько интересен человек, снимающий видео, есть ли ему что сказать.

— Часто ли вам везло на таких интересных учеников?
— Часто. Расскажу историю про одного из них. У мужчины – талантливые дети, играют на народных инструментах, побеждают в разных конкурсах. Однажды он решил снять про них фильм и пригласил профессионального видеооператора. Когда пришёл ко мне на курс, показал этот фильм и попросил поделиться впечатлениями. Я честно сказал: «Снято всё отлично, картинка красивая, но смотреть неинтересно – тоска невозможная!». Мой ученик со мной согласился. А он, надо сказать, из тех людей, которые не могут держать камеру на одном объекте дольше одной секунды. В общем, он схватил камеру и побежал снимать детей сам. Да, получилось коряво, изображение трясётся… Но там столько жизни! Видео собрало столько комментариев! «Кажется, ты этих профи можешь оставить без работы!» – сказал я ему. Прошло полгода, сейчас у него уже ничего не трясётся. Знаете, как ребёнок: пошёл, потом побежал – и вот его уже не остановить.

— Профессия «видеооператор» всегда считалась мужской. Оно и понятно – носить тяжеленную камеру, да ещё и штатив к ней дамам не улыбается. Но времена изменились, появилось более удобное и лёгкое оборудование. В связи с этим вопрос: есть ли среди ваших учеников девушки и женщины?
— Хочу подчеркнуть, что у меня никогда не было задачи сделать из моих учеников профессиональных операторов, да это и невозможно за двухнедельный курс. Более того, я никому из моих учеников не рекомендую делать видеосъёмку профессией. Если хотите, расскажу почему. Но сначала отвечу на ваш вопрос.
Да, женщины среди моих учеников, конечно, есть. Однажды ко мне пришла дама из Тюмени, предприниматель-огородник, занимается выращиванием и продажей помидоров. У нас с ней состоялся такой разговор:
– Я хочу научиться снимать.
– А про что? – спрашиваю.
– Вы знаете, я разговариваю с растениями, иногда даже стихи им посвящаю.
Я, конечно, был заинтригован.
– А давайте-ка попробуем снять, как вы общаетесь с помидорами!
Для начала погуглили мы в Интернете видео про помидоры. И выяснили, что запросов очень много, а вот интересного видео на эту тему практически нет.
– Смотрите, – говорю, – какая огромная потребность у людей в такой информации!
И мы с этой дамой придумали структуру семиминутной видеопрограммы, в которой она чувствует себя комфортно. Сделали несколько пилотных программ прямо в Питере, походили по городу, она на камеру разговаривала с разными растениями. Потом у себя в Тюмени дама создала множество программ на садово-огородническую тему, стала популярной в сети. Через пару лет эта удивительная женщина ко мне приезжает и рассказывает: «Сергей, я исполнила свою мечту – побывала в садах Шотландии и наснимала столько необыкновенных растений!» Смотрю видео – отлично снято! Моей бывшей ученице совершено точно есть что сказать миру.

— Именно поэтому вы как учитель предпочитаете общаться с состоявшимися людьми, то есть уже не с юнцами?
— Ни от чего нельзя зарекаться. Да, я обозначил когда-то, что беру в ученики людей с высшим образованием. Но однажды со мной произошёл такой случай. Раздаётся звонок. Слышу солидный мужской бас – человек живёт в Ноябрьске, говорит, что хочет приехать, пройти у меня двухнедельный курс обучения.
Приезжает. Вижу, рост у моего ученика под 2 метра, а возраст, елки-палки!.. Ему всего 16 лет! Но в глазах – вот что удивительно! – прямо читается высшее образование. То есть понятно, что парень осознанно принял решение поехать учиться. Рассудительный, вдумчивый. Ну, уж коли приехал, стали мы с ним заниматься. Он оказался человеком очень восприимчивым к знаниям. И должен сказать, что парень не прекратил образование, сейчас он уже доучивается во ВГИКе. Этому человеку действительно много дано.
Но, как я уже говорил, не советую ученикам делать видеосъёмку своей профессией.

— Это ещё почему?
— Вспомним эволюцию профессии «таксист». Во времена моей юности быть таксистом было чрезвычайно престижно, к тому же это была весьма денежная профессия. Сегодня труд таксиста тяжёл, неблагодарен и мало оплачивается. При этом почти каждый мужчина умеет водить автомобиль. То есть это такое умение, которое стало почти обязательным для современного человека. Не умеешь водить – значит, выброшен из жизни.
А теперь проведём аналогию с профессией «видеооператор». Лет 30 назад это был великий человек, носящий на плече камеру, которая стоит как трёхкомнатная квартира.
Сегодня профессиональные телеоператоры – вечно уставшие мужики, получающие совсем небольшие зарплаты. Поэтому я убеждён, что владеть искусством видеосъёмки (так же, как и умением водить машину), необходимо сегодня для того, чтобы решать свои повседневные задачи, возможно, связанные с основным видом деятельности. Такое время сейчас.

— Отчего-то мне кажется, что такому человеку, как вы, будет неинтересно длительное время решать одни и те же задачи.
— Вы правы (улыбается). В настоящий момент я увлечён новым делом – корпоративным обучением. Многие преуспевающие коммерческие организации хотят снимать ролики на профессиональные темы. Они вполне могли бы позволить себе нанять профи, но ведь эффективнее делать такую работу собственными силами! А вот как это делать, понимают не все. Моя задача – за неделю обучить офисных работников тому, чего им не достаёт, скажем, умению выстраивать композицию. Всё это происходит в виде коротких тренингов, не отнимающих много времени. Сегодня, например, я учил ребят правильно выставлять свет во время съёмки в помещении. Эффективность моих тренингов высока, потому что они «заточены» под конкретные задачи.

— Сергей, название нашего журнала говорит само за себя: мы рассказывает читателям о том, что полезно для здоровья – физического и душевного. Влияет ли каким-то образом видеосъёмка, которой вы занимаетесь уже много лет, на ваше здоровье?
— Безусловно. Видеосъёмка – это очень мощный аутотренинг. Это то, что меня вдохновляет, то, о чём я могу рассказывать бесконечно. Я испытываю такой душевный подъём во время работы и общения с людьми, что это весьма положительно отражается на моём здоровье (улыбается).

Беседовала Юлия КОЛБЕНЕВА