Статьи

Константин Бриль

Талант и творческий подход необходимы в любой сфере

— Константин, лёгок ли был ваш путь в профессию?
— Сперва вообще-то я собирался стать мультипликатором, потом принял решение стать режиссером. Я и поступал в Академию культуры на «Режиссуру». Одним из спецпредметов при поступлении была «Фотография». Я думал, что тут особенного? Поснимаю на улице, принесу снимки.
Но одна из абитуриенток принесла на экзамен просто шикарные работы, и тогда я понял, что они сняты явно не на «мыльницу».
Стал интересоваться, где она училась. Оказалось, в Оптико-механическом лицее учат на фотографов. И поскольку поступить в Академию культуры у меня по семейным обстоятельствам не получилось, я пошёл именно в этот лицей.

— Возможно, это был знак судьбы?
— В тот момент я так не думал: собирался повторно поступать в Академию культуры на следующий год, но за год втянулся в учёбу в лицее настолько, что в результате доучился до конца. Потом, правда, хотел поступить в Институт кино и телевидения, но в то время я уже работал, а на вечернее отделение брали только тех, кто имел либо другое высшее образование, либо трехлетний опыт работы по специальности. Тогда я пошёл и получил другое высшее – экстерном, а когда уже был готов, наконец, поступить в Институт кино и телевидения, профессия «режиссёр» оказалась невостребованной…

— Что же получается, фотографом вы стали не по призванию, а по стечению обстоятельств?
— Не совсем так. С фотографией я столкнулся ещё в детском возрасте. У мамы была подруга, которая работала на ЛОМО. Она умела фотографировать и почти при каждой встрече снимала нас с мамой. Для меня то, что она делает, было каким-то волшебством. Особенно когда я увидел, как она проявляет фотографии. Опускаешь белый лист в ванночку и смотришь, как на нем поступает изображение. Разве не чудо? (улыбается) А так как в школе я рисовал и даже думал работать в этом направлении, то всё, что со мной потом произошло, наверное, не случайно.

— Итак, вы стали фотографом. С чего начали?
— Как и многие другие, с фотосъёмок свадеб. Такие съёмки самые востребованные и по сей день. В 2006 году, когда я начинал, снимал свадьбы очень активно. Сегодня я с этого рынка уже ушёл, мне интереснее пробовать себя в других сферах.

— Что сегодня представляет для вас наибольшей интерес?
— Костюмированные фотопроекты. Люди хотят видеть себя в необычных образах, а мне нравится вместе с ними придумывать эти образы и воплощать в жизнь в виде фотографий.
Мои клиенты совершенно разные люди. У меня есть давняя заказчица – бизнес-леди. Она всегда выбирала для съёмок исключительно деловой стиль. Однажды она позвонила и попросила сделать съёмку «что-нибудь для души». Я предложил: «Давайте возьмём мотоцикл, экипировку и поедем фотографироваться в центр города». Она в ответ: «Вы с ума сошли? Где я, а где мотоциклетная тема?!» Тем не менее я её уговорил, кадры получились шикарные. Через год эта женщина купила себе мотоцикл.

— Вот это поворот! Насколько важно для фотографа высокого уровня нравиться людям? Ведь если он профи, его всё равно наймут те, кто понимает толк в этом искусстве?
— Бывает, что встречаются профессиональный фотограф и профессиональная модель, а вместе работать не могут. Просто не подходят друг другу психологически или по темпераменту. Поэтому важно, чтобы фотограф и модель нашли общий язык. Что касается коммуникабельности и доброжелательности, то эти качества важны в любой работе. Представьте себе угрюмого хирурга, который перед операцией подходит и мрачно говорит, что скоро будет резать (улыбается).

— Помимо фотопроектов, вы ведь ещё занимаетесь интерьерной съёмкой. Что это такое?
— Сейчас весь бизнес уходит в сеть. То есть информацию о любом товаре или услуге люди ищут в интернете. Естественно, любому бизнесу важны качественные снимки того, что они предлагают клиентам. Особенно это актуально для гостиниц и баз отдыха, где я снимаю интерьеры и экстерьеры. Хорошие снимки, безусловно, привлекают больше клиентов.

— Кто ещё среди ваших заказчиков?
— Кафе и рестораны, я делаю для них food-съёмку, то есть фотографирую блюда. Эти фотографии они используют при составлении меню. Принцип тот же: чем качественнее и аппетитнее сфотографировано блюдо, тем охотнее его заказывают посетители.

— Насколько велика сегодня конкуренция в сфере вашей деятельности?
— Русский народ творческий, нам море по колено и все по плечу, поэтому, если смотреть в целом на арт-профессии, то везде конкуренция огромна. Талант, где бы он ни проявлялся, необходимо постоянно оттачивать. А если этого не делать, ты будешь одним из многих. Так что, если говорить о качественной фотографии, то тут конкуренции очень мало.

— Что подвигло вас на создание обучающих курсов?
— Любой мастер может развиваться лишь до определённого уровня, а потом настаёт день, когда понимаешь, что для дальнейшего развития нужно начать передавать свои знания, обучать. Тем самым ты обновляешь собственные и, может, уже подзабытые знания. А иногда и что-то новое для себя открываешь. Есть несколько фотостудий, на базе которых мы организуем курсы разного уровня – от экспресс-обучения до более глубоких курсов. Происходит это так: я общаюсь с человеком, узнаю, какие у него есть познания в фотографии, чему он хочет научиться, какая перед ним конечная цель. Исходя из этой информации, формирую индивидуальный курс.

— А что, цели у всех разные?
— Конечно! Кто-то хочет научиться работать с детьми, кого-то интересует предметная съёмка, кому-то нужны видовые фотографии, кто-то мечтает научиться обрабатывать фотографии, сейчас это очень востребованная услуга. У кого-то цель просто научиться получать качественные снимки на телефон.
Как-то я работал в салоне красоты, обучал мастеров умению красиво фотографировать свои работы – им это было нужно для рекламных целей. Тогда у меня был разработан курс под конкретную задачу.

— Чем ваши курсы отличаются от множества других, существующих сегодня на этом рынке?
— Большинство курсов рассчитаны на то, чтобы дать человеку 70 % знаний, а оставшиеся 30 % перевести в дополнительный курс за отдельную плату. И не факт, что эти 30 % действительно необходимы. Моя цель – донести до ученика те знания, которые нужны именно ему.

— Чему можно научить практически любого человека, а чему нельзя научить в принципе никого?
— Если Шварценеггер начнёт учить вас бодибилдингу, это не значит, что, окончив курсы, вы станете таким же «качком» и известным актером, как он. Так и у нас – можно обучить основным законам фотографии, а всё остальное зависит от практики и от желания человека расти.

— А талант нужен?
— Талант нужен во всём. Один дворник просто подметёт двор, а другой подметёт так, что идёшь и любуешься. Разница в подходе.

Беседовала Юлия Колбенева